Московский Кремль при Иване Калите

Автор: Васнецов Аполлинарий Михайлович
Арт-стиль Русская живопись XX века
Тематика: Москва
Тэги: Кремль, Зима, Древняя Русь, Древняя Москва
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Картина 1921 года.

Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 51x69 см
Музей истории и реконструкции города Москвы, Москва


Иван Калита, сделал очень много для того, чтобы город стал одним из самых крупных и сильных на Руси. Занимался Иван Калита и обустройством своей резиденции, которая именно при нем, в 1331 году получила свое нынешнее имя — Московский Кремль и стала обособленной, главной частью города. В 1326-1327 годах был возведен Успенский собор — уже в то время ставший главным храмом княжества, а в 1329 году завершилось строительство церкви и колокольни Иоанна Лествичника. В следующем году в Кремле поднялись купола собора Спаса на Бору, а в 1333 году был выстроен собор Архангела Михаила, в котором затем и был похоронен сам Иван Калита, его дети и внуки. Эти первые не деревянные, а белокаменные храмы Москвы в дальнейшем определили пространственную композицию центра Кремля, в основных чертах она сохраняется и сегодня. Кстати, именно при Иване Калите, в первой половине XIV века начала формироваться и сокровищница московский князей, местом хранения которой стал, конечно же, Кремль. Одним из главных предметов сокровищницы стала «золотая шапка» — ученые отождествляют ее со знаменитой шапкой Мономаха, служившей короной всем московским правителям.

Достоинства лучших исторических картин и акварелей Васнецова заключаются не только в теплоте чувства художника, в отсутствии ощущения холодности "реконструкций", но и в свежести их исполнения. Большинство исторических архитектурных пейзажей выполнено без излишней натуралистической детализации.


 Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 га. Укрепление было окружено рвом шириной 16 — 18 м и глубиной не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Вал был укреплён дубовыми брусьями, скреплявшимися на польский манер. В 1238 году во время монгольского нашествия Кремль был разрушен. С 1264 года являлся резиденцией московских удельных князей. В 1339 году построены стены и башни из дуба.

В Кремле находилась самая древняя московская церковь — Собор Спаса на Бору, или собор Спас-Преображения «что на Бору», построенный к 1330 году, к тысячелетию Константинополя — «Нового Рима». Храм был уничтожен в 1933 году. Здесь были погребены московские князья и княгини, пока роль усыпальницы не перешла к Архангельскому собору для мужчин и Вознесенскому монастырю для женщин. Картина Васнецова “ Московский Кремль при Иване Калите”.

Здесь мы видим дубовые кремлёвские стены будущего города, вместо стен, выполненных из сосны, как предполагалось ранее. Художник показал город со стороны реки Неглинной и Москвы реки. На переднем плане изображена небольшая часть реки, лодки и люди, которые занимаются своими делами. Деревянный мост, который переброшен через Неглинку, ведёт в Кремль через Боровицкие ворота. На берегу люди начинают топить бани, а из их окон валят клубки дыма.

Частокол из дуба, установленный напротив кремлёвской стены, построен специально, в целях безопасности Кремля. На холме расположен княжеский терем, соединённый срубами из дерева, а к нему установлена высокая лестница. По левую сторону от княжеского двора изображён Успенский собор, выполненный из камня, а чуть поодаль, построен Архангельский собор. 

Александр Бенуа, хорошо знавший Аполлинария, так вспоминал о нем: «Мне нравились его довольно наивные, и все же убедительные затеи «возрождения» прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы. Познакомившись с ним поближе, я поверил в абсолютную чистоту его души, а также в тождество его духовной природы и его искусства. Да и наружность у «Аполлинаши» удивительно соответствовала его творчеству. Что-то девичье-чистое светилось в его несколько удивленном взоре, а его довольно пухленькие «ланиты» (слово это как-то особенно сюда подходит) рдели таким румянцем, какого вообще не найдешь у взрослых людей и у городских жителей... Прелестен был и его «сибирский» овор, еще более дававший впечатление чего-то истинно русского, нежели говор москвичей».

Другие работы автора:

Элегия
Элегия

Васнецов Аполлинарий Михайлович

Сумерки
Сумерки

Васнецов Аполлинарий Михайлович

Серый день (Серенький денек)
Серый день (Серенький денек)

Васнецов Аполлинарий Михайлович