Демон сидящий

Автор: Врубель Михаил
Арт-стиль Русская живопись XX века
Тематика: Россия
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Дата написания картины: 1890 г.

Оригинальный размер: 211x114 см.

Место хранения картины: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Материал картины: холст, масло

Художник: Врубель Михаил

Жанр картины: Мифология

Тэги: Демоны Мифы

Картина написана в первый год пребывания Врубеля в Москве, в доме С.И. Мамонтова, где была студия, которую хозяин уступил Врубелю для работы.

Описание картины Михаила Врубеля «Демон сидящий»

В очередной раз Михаил Врубель выдаёт работу своей кисти мистической, сказочной атмосферой, которой наделена его картина «Демон сидящий». В 1891 г. Врубель вдохновлялся творчеством Лермонтова, в частности, его поэмой «Демон». Первый набросок картины был готов в 1890 г. и сейчас содержится в Третьяковской галерее вместе с окончательной работой. Сам художник отзывался об изображённом им демоне, как о страдающем, а не злом духе, при этом сумевшим сохранить свои достоинство и величие.

Образ демона всегда считался аллегорией противостояния людей их страхам, недостаткам и запретным желаниям. Но в случае с демоном Врубеля, мы не видим в нём ни враждебности, ни соблазна. Сидящая на земле фигура погружена в глубокие раздумья; глаза демона заволочены и печальны, в них нет ни огня, ни злобы, ни насмешки. Руки демона, внушительные, сильные, опущены и сцеплены в замок не то в заграждающем, не то в скорбящем жесте. Кажется, что демон смотрит в никуда, не просто даль, а сквозь весь мир, быть может, внутрь собственной головы, в тщетном поиске ответов на свои вопросы. И хотя демона окружают собой цветение и жизнь, за его спиной по небу разливаются умирающие лучи заходящего солнца.

У Врубеля особый стиль написания картин, и здесь он демонстрирует это при помощи приёма с кристаллическими гранями, придающих картине «Демон» интересное сходство с витражными фресками.

В 1899 г. Врубель продолжил серию «демонических» картин, добавив в неё «Демона летящего», в 1902-ом – «Демона поверженного». Глядя на эти картины, на их последовательность и развитие их сюжета, создаётся невольное впечатление, что Михаил Врубель изобразил периоды собственной жизни: её нерешительность, смуту, затем - пик и, наконец, падение.


Как говорил сам Врубель, Демона не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол - "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе.


Последние работы Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890 г.), «Демон летящий» (1899 г.) и «Демон поверженный» (1901−1902 гг.), сыграли печальную роль в судьбе художника. Врубель и раньше обращался к этой тематике, иллюстрируя произведение Лермонтова Демон. После написания последней картины, у художника ухудшается физическое, а также психическое состояние. Картину «Демон поверженный», которая уже висела на выставке, он все пытался улучшить, дописывая ее на глазах у изумленных посетителей. Появилась легенда о том, что мастер, работая над полотном, продал душу дьяволу. Но сам автор разграничивал понятия «черт», «дьявол» и «демон». В отличие от черта и дьявола темных сил, демон для него обозначал и символизировал человеческую душу, опутанную страстями и грехами, страхами и надеждами. Врубель все не мог передать того, что творилось в его душе — все рисовал и перерисовывал полотно, пока не лег в больницу и вскоре умер.

Другие работы автора: