24.01.2015

Описание картины Игоря Грабаря «Февральская лазурь»


описание картины игоря грабаря февральская лазурь

Среди пейзажей, написанных Игорем Грабарем, «Февральская лазурь» заслуживает особого внимания. Вернувшись из Европы, где молодой художник восторгался творениями мастеров Италии, Франции, Голландии, Грабарь с неимоверной остротой воспринимал российскую природу, перенося ее на полотна. Картина создавалась на пленэре (в переводе с французского – на воздухе), когда на улице вовсю властвовала зима 1904 года. Грабарь писал картину, находясь в вырытой в снеге траншее. Поэтому и ракурс пейзажа выглядит так, как будто на березы смотришь прямо с земли. Зима близится к завершению, не уступая свои права весне. Начинают появляться первые проталины, но деревья пока полностью утопают в снегу, который не отличается сияющей белизной. Бело-голубая гамма красок преобладает, подчеркивая не только синеву неба, но и его отражение на снежном покрове. Весна близка, но грусть об уходящей зиме сквозит между ветвями деревьев. В высоте их крон, сплетающихся в кружевном морозном узоре, ощущается движение танца, который вот-вот закружит стоящая на пороге весна. Легкий иней серебрится в лучах солнца и легкого мороза.

Грабарь считал березу царицей русского леса, отдавая ей в своих произведениях почти всегда главную роль. Напрашивается иное название картины – «Февральские березы», но автор акцентирует внимание на февральской лазури, подразумевая голубизну зимнего неба. На его фоне проступает рыжими пятнами оставшаяся прошлогодняя листва, которую вскоре заменит молодая зелень. Такой увидел Грабарь небольшую березовую рощу в один из февральских дней на российских просторах. Увидел и перенес на холст, чтобы многие поколения россиян имели возможность восторгаться не только мастерством автора картины, но и таким обычным на первый взгляд родным пейзажем.

назад к списку новостей »