1918 год в Петрограде

Автор: Петров-Водкин Кузьма
Арт-стиль Русская живопись XX века
Тематика: Быт и жизнь людей
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Кузьма Петров-Водкин «1918 год в Петрограде» (1920) 
Холст, масло. 73 x 92 см 
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия 

В тяжелые, голодные 1917-1918 годы в Петрограде Кузьма Петров-Водкин пишет образ Богоматери, названный им "Петроградская мадонна". В нем воплотились и простой строгий колорит ранних фресок Джотто, и вопрошающие глаза новгородских древних икон. 

За окном - Петроград, торговые ряды на Невском, оклееные листовками, очереди за хлебом, в которых точными легкими касаниями кисти написаны представители всех сословий. Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон. 

В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для того чтобы создать ощущение неустойчивости всего окружающего мира - он накреняется, как палуба корабля, и только образ Богоматери остается неизменным, незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий наклон к младенцу, направленный на нас взор.

В 1918 году Кузьма Петров-Водкин становится одним из учредителей и активных участников Вольфилы (Вольной философской ассоциации). Это была территория свободного мнения, новых идей режиссеров, поэтов, художников, магнит для молодых и голодных студентов. Андрей Белый читал здесь «Симфонии» и доклад «Кризис культуры», Александр Блок – поэму «Двенадцать» еще до того, как она была напечатана, а Евгений Замятин – роман «Мы» как предупреждение об «опасности государственного абсолютизма». Участники почти не говорили о политике и верили, что революция политическая должна стать прежде всего основой для революции духовной. Главными темами в клубах, кружках и дискуссиях Вольфилы была #философия искусства и духовного преображения человека. Все это было еще возможно - даже в начале 1920-х годов. Несмотря на голод, очереди за хлебом, нищету, холод в домах и в залах для дискуссий, многие видели в обваливающемся обветшалом мироустройстве начало возрождения и обновления.

В это время #художник пишет картину «Петроград. 1918» – но #картина тут же получает другое название. Как это часто бывает, новое название оказывается таким точным, что его подхватывают и считают настоящим – теперь все называют картину «Петроградской мадонной». Христианский символ надежды, спасения, обновления – в переименованном революцией городе.

Духовная высота, победа над силой тяготения, о которой мечтает художник, воплощается буквально и зримо – в положении матери высоко над городом. Балконные перила примиряют это вознесение с реальностью, но не объясняют разницы в масштабе. Маленькие фигуры людей, толпящихся на городской площади, напоминают, скорее, миниатюрные житийные сцены на полях икон, чем реальный фон картины. Балкон здесь – такой же способ оторваться от земли, как и бесконечные холмы в картинах Петрова-Водкина, как и положение всадника, взмывшего над водой в «Купании красного коня» или над землей – в «Фантазии».

Источник: vk.com/artchive

Другие работы автора:

Париж. Нотр-Дам
Париж. Нотр-Дам

Петров-Водкин Кузьма

Head of a girl
Head of a girl

Петров-Водкин Кузьма

Фектя
Фектя

Петров-Водкин Кузьма