Вера Николаевна Рохлина (Шлезингер) 

фр. Vera Rockline; 1896 — 4 апреля 1934) 

Вера Николаевна Рохлина (урождённая Шлезингер, фр. Vera Rockline; 1896 — 4 апреля 1934, Париж) — русская художница Парижской школы. 

Вера Николаевна Рохлина (урожд. Шлезингер) родилась в Москве в 1896 году в семье русского и француженки. Художественное образование получила в Москве в школе-студии Ильи Машкова, который считал ее одной из своих самых талантливых учениц. Позже Вера продолжила обучение в Киеве, где в 1918 году занималась в студии Экстер. Александра Экстер, будучи лично знакома с основоположниками кубизма Пабло Пикассо и Гийомом Аполлинером, оказала большое влияние на Веру Шлезингер не только как художник – приверженец этого течения, но и как личность, обладающая колоссальной внутренней свободой – и творческой, и жизненной. Под влиянием Экстер выполнены первые творческие работы Рохлиной, но картины ученицы, по признанию историков искусства, были более тонкими и по цветовой гамме ближе к манере Сезанна. 

В 1918–1919 Вера Шлезингер участвовала в 24-й выставке Московского товарищества художников, 2-й выставке картин Профессионального союза художников-живописцев, Выставке картин и скульптуры художников-евреев и 5-й Государственной выставке картин «От импрессионизма до беспредметности». 

В 1918 году Вера выходит замуж за г-на Рохлина, о котором не сохранилось сведений, и в 1919 уезжает из России, два года проводит в Тбилиси, а в 1921 эмигрирует во Францию и впоследствии принимает французское гражданство. Сначала Вера с мужем временно поселились в доме у родственников ее матери в Бургундии. В 1922 году они переехали в Париж, где в это время обосновалась большая русская община, с которой художница тесно общалась. Вера с мужем поселились неподалеку от Монмартра, на улице Гамбург (с 1922 года – улица Бухарест) в доме 12. 

С 1922 года Вера Рохлина уже экспонировалась в Осеннем салоне (с 1924 – в русской части), Салоне Независимых и Салоне Тюильри под именем Vera Rockline. Ее работы пользовались успехом, о художнице заговорили критики и пресса, некоторые из картин художницы даже были удостоены премий. Оценили творчество художницы по достоинству и во французской интеллектуальной среде. Журналист, писатель, художественный критик и куратор Музея Пти-Пале Раймон Эсколье (Raymond Escholier, 1882-1971) назвал серию обнаженных женских образов Рохлиной «симфонией плоти». Пройдя через увлечение импрессионизмом и кубизмом, в начале 1930-х годов Вера Рохлина разработала свою собственную манеру, которая, по мнению авторитетного художественного журнала «L’Art et les Artistes», была «художественным равновесием между Курбе и Ренуаром». 

Один из поклонников художницы – знаменитый кутюрье Поль Пуаре, приобрел две ее работы и помогал Вере в пропаганде ее искусства, он же познакомил Рохлину с французским поэтом и любителем искусства Шарлем Вильдраком (Charles Vildrac, 1882-1971) и помог организовать персональную выставку в его Галерее в 1924 году, а также написал предисловие к каталогу для этой выставки. 

Новой ступенью развития стал для Веры Рохлиной 1927 год. В это время она приобретает престижный статус члена Общества Осенних салонов и, выйдя из-под опеки мужа, переселяется на Монпарнас, на улицу Браун-Секар,2. Обретенная самостоятельность и материальная независимость совпали с художественной эволюцией Рохлиной: ее манера становится более легкой и свободной, во многом близкой технике импрессионизма, а палитра – светлой, с преобладанием ренуаровских «жемчужных» оттенков. Меняется и социальное позиционирование мастера – она настойчиво ассоциирует себя с «женской» темой, вступает в Общество женщин-художниц и тесно общается с коллегами, в частности, Зинаидой Серебряковой, а среди ее картин в это время полностью преобладают изображения обнаженных и женские портреты. В это время ею написан и портрет З.Е.Серебряковой. Дружеские отношения Вера также поддерживает с семьей Александра Бенуа. 

У художницы прошел ряд персональных выставок в галереях Парижа: Vildrac (1925), Bernheim (1926), La Boetie (1930) и Barreiro (1932, 1933). С 1933 года она являлась членом художественной секции при Союзе деятелей русского искусства во Франции. 

4 апреля 1934 года, в расцвете творческой деятельности в возрасте 38 лет Вера Рохлина покончила с жизнью. Она похоронена в городке Recey-sur-Ource в департаменте Cote-d’Or в Бургундии. 

Мемориальные выставки состоялись в галерее Barreiro (1934, 1936), на Осеннем салоне и салоне Тюильри (1934). В 1935 работы экспонировались на выставке «Femmes artistes modernes». Ретроспективная выставка состоялась в Париже в 1984 году в галерее Drouart. В 1991 году работы художницы были выставлены в галерее Макассар (Galerie Makassar-France). 

В конце прошлого столетия имя Веры Рохлиной было практически забыто. Однако в начале 2000-х ее творчество стало привлекать серьезное внимание специалистов и коллекционеров. В 2002 году в Музее Монпарнаса на грандиозной выставки «Женщины Монпарнаса» («Elles de Montparnasse») работы Веры Рохлиной были представлены вместе с такими мастерами как Тамара Лемпика, Мари Лорансен, Хана Орлова, Соня Делоне и Наталья Гончарова. В июне 2008 года на аукционе Кристи (Christie’s) в Лондоне ее картина «Картежники» (1919) была продана за 2 миллиона фунтов стерлингов, превысив эстимейт в восемь раз. В настоящее время работы Рохлиной пользуются большим спросом и успехом на аукционных торгах. Но значительно важнее не сумма очередной продажи работы художницы, а то, что искусство Веры Рохлиной находит новых поклонников и ценителей.

Спящая обнаженная
Спящая обнаженная

Рохлина Вера Николаевна