Макаров, Иван Кузьмич

Иван Кузьмич Макаров (1822—1897) — русский живописец-портретист.

Произведения Макарова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи в Саранске, Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого и других местах.

Иван Кузьмич Макаров вошел в историю русской живописи как художник, подаривший нам портреты семьи Н.Н. Пушкиной-Ланской, и как детский художник. Его кисти принадлежат многочисленные детские портреты. Но кроме того есть и третья грань в его творчестве: в середине XIX века Иван Макаров - один из лучших портретистов Петербурга, у него был свой круг заказчиков, среди которых немало знаменитостей и даже члены императорской фамилии. Кроме того, художник занимался и религиозной живописью: расписывал храмы Пензы и близлежащих уездов. В 1863 году художнику было предложено расписывать внутреннюю часть центрального купола строящегося храма Христа Спасителя в Москве - Макаров выполнил большую часть росписи на сюжет "Триипостасный Бог", созданную по эскизам А.Т. Маркова. Но тем не менее выставок у этого художника не было и большинство его работ особо неизвестны широкой публике. 

.Сведения о жизни художника крайне скудны и все биографы в той или иной степени повторяют описание его жизненного пути друг за другом. Поэтому просто сухие факты. Иван Кузьмич Макаров был старшим сыном в семье провинциального "рисовального учителя" Кузьмы Александровича Макарова, бывшего крепостного крестьянина пензенских помещиков Горихвостовых. Отец будущего художника учился в Арзамасе у А.В. Ступина, создателя уникальной школы живописи, и в 1828 году создал свою живописную школу в Саранске. Подростком там занимался и Иван Макаров. Кузьма Александрович одобрял первые опыты сына, но при этом был очень требователен к нему. Иван работал в мастерской отца, вместе они расписывали храмы, по заказам оформляли квартиры состоятельных людей. 

В 1841 году Иваном Макаровым написана картина "Две молодые мордовки". Она и еще несколько ранних работ Ивана Макарова были представлены его отцом на суд Академии художеств. Совет Академии одобрил их и удостоил Макарова-сына звания "неклассного художника". "Две мордовки" были выделены особо: Академия приобрела эту картину для своего музея. Осенью 1844 года 23-летний Иван Макаров становится вольноприходящим учеником Академии художеств. Занимаясь в классе авторитетного профессора А.Т. Маркова, он стал блестящим светским портретистом 

Еще студентом академии художник создал портрет Н.Н. Пушкиной-Ланской, который сама Наталья Николаевна считала одним из лучших ее изображений. Тогда же Макаров изобразил младшую дочь А.С. Пушкина Наталью (на картине она еще девочка-подросток) и его старшую дочь Марию. Спустя несколько лет был написан еще один портрет Марии Александровны и портрет младшего сына поэта Григория. Пушкиниана, созданная художником, включает в себя и портрет А.А. Олениной, которой поэт делал предложение, но получил отказ, и выполненное акварелью и белилами изображение Идалии Полетики, светской львицы, жертвой интриг которой стал великий поэт. 

Художественная манера Ивана Макарова на протяжении всей его жизни почти не менялась. Все портреты живописца можно условно разделить на две большие группы: камерные и парадные. В камерных портретах он создавал образы близких ему по духу людей - представителей интеллигенции XIX века. Камерные портреты невелики по размерам, часто заключены в овал. Для создания интимного образа применяется скромная цветовая гамма. Художник писал и парные портреты, в которых внешними приемами передана внутренняя связь близких друг другу людей. 

Среди парадных портретов больше всего заказных. Это полотна большого размера, в основном изображающие великосветских дам. Нередко, выполняя заказ, художник старался передать не только внешнее сходство, но и характер своей модели, за антуражем не потерять личность. Например, на портрете жены известного миллионера П.И. Губонина - капризное лицо светской дамы, внешне маловыразительное, несколько безразличное. Кстати, об этом портрете есть интересная байка-анекдот и звучит она так: "Как-то известный миллионер, строитель российских железных дорог П.И.Губонин заказал популярному художнику-портретисту Ивану Макарову портрет своей жены. Когда портрет был готов, приехал Губонин. Подошел к мольберту, с которого художник снял покрывало, долго смотрел на изображение, наконец, вздохнул, отсчитал деньги и отдал их мастеру: "Бери, Иван Кузьмич, и спасибо за портрет, но только я его не возьму. Слишком похожа на себя. Не хочу, чтобы она все время была у меня на глазах". С этим и уехал. А портрет Губониной остался у Макарова и в течение нескольких десятилетий висел в столовой в доме художника под названием "Дама в красном"." 

Наследие И.К. Макарова рассыпано по разным коллекциям. Известно более двухсот портретов современников, исполненных художником в разные годы. Среди творческого наследия Макарова много детских портретов, что объяснялось не только характером заказов, но и желанием самого живописца, который очень любил детей.. Современники считали художника достойным продолжателем традиций великого Карла Брюллова.