Дени, Морис

Морис Дени (фр. Maurice Denis; 25 ноября 1870, Гранвиль — 13 ноября 1943, Париж) — французский художник-символист, иллюстратор, историк и теоретик искусства.

Морис Дени родился в 1870 году в Гранвиле. Его отец был железнодорожным служащим, мать работала модисткой. Вскоре после рождения Мориса его родители уезжают из Нормандии (позже возвращаясь туда лишь в летнее время) и поселяются близ Парижа в Сен-Жермен-ан-Ле. Здесь юный Дени начинает учиться; затем продолжает свое образование в лицее Кондорсе. В 1888 году Дени поступил в Академию Жюлиана, а затем в школу Изящных искусств. Он берет уроки живописи, копирует работы других мастеров, получает солидные знания в области литературы, посещает лекции по философии, увлекается трудами Бергсона и Шопенгауэра.

В академии он завязывает дружбу с Серюзье, Рансоном, Боннаром, вновь встречает Вюйяра и Русселя, которых знает еще по лицею. Эти молодые художники составят ядро группы Наби, поддерживая тесные контакты с поэтами-символистами, композиторами и театром авангарда. Они рядятся в экзотические одежды, проводят сеансы спиритизма и обсуждают на своих собраниях проблемы искусства. Кредо содружества «пророков» Морис Дени формулирует в статье, опубликованной в 1890 году в журнале «Ар э критик» («Искусство и критика»). Избрав объектом размышления Пюви де Шаванна, Дени приходит к выводу, что роль художника заключается не в рабском подражании природе, а в «визуализации» грез, - мысль, уже высказанная символистами. В 1891 году художник участвовал в выставке в галерее Лебарка под названием «Импрессионисты и символисты».

В июне 1893 года Морис Дени женится на Марте Мерье, которая позже станет матерью его 7-х детей, и отправляются в свадебное путешествие в Бретань, где он написал много картин и куда в последующем любил возвращаться для работы и отдыха. Дени и Серюзье всё чаще ищут покой и творческое удовлетворение в умиротворяющей природе Бретани. В то же время Боннар, Вюйяр и Валлоттон погружаются в бурную жизнь столицы и стремятся в своём искусстве запечатлеть дух эпохи. Противоречия между этими двумя группами художников достигли апогея на выставке в галерее Дюран-Рюэля в 1899 году. Отныне каждый из набидов пойдёт в искусстве собственной дорогой. Однако на всю оставшуюся жизнь между художниками сохранятся дружеские отношения - те, которые когда-то легли в основу их творческого союза.

В 1895 г. он совершает первое из своих многочисленных путешествий, отправившись в Италию, куда часто будет возвращаться. В 1903 г. вместе с Серюзье едет в Германию и в монастырь Бейрон, где они изучают секреты искусства бенедиктинцев, основанного на геометрии и «священных мерах». Будучи в Провансе вместе с К. К. Русселем, знакомится с Сезанном и Ренуаром. В 1909 году он уехал в Москву, чтобы установить заказчику серию панно «История Психеи». В 1913 году Дени работал над росписью потолков театра на Елисейских полях, в 1917 году расписал церковь Сен-Поль в Женеве.

В 1908 году Дени покупает в Бретани виллу «Силенсио» (тишина), где периодически проводит по нескольку месяцев. В 1919 году после долгой болезни умирает его жена Марта. В 1922 году Дени женится на Элизабет Гратеролл, от этого брака у него будет еще двое детей. В 1919 году Дени основал Мастерскую церковного искусства. В 20-е и 30-е годы Дени в основном оформляет церкви, пишет труды по теории искусств, читает лекции, путешествует. В 1924 году Дени расписал купол Пти-Пале, а еще через четыре года он выполнил роспись плафона лестницы здания Сената в Париже. В 1932 году художник получил звание академика живописи.

Морис Дени погиб 13 ноября 1943 года под колесами сбившего его грузовика.

Вместе с Пьером Боннаром, Полем Серюзье и Эдуаром Вюйаром Морис Дени основал художественную группу Наби и считается самым видным её теоретиком. В соответствии с идеями этого художественного направления Дени писал картины, отличавшиеся простотой форм, мягкостью линий и бледностью красок. Дени писал фрески, работал с графикой, иллюстрировал книги и стремился к возрождению религиозного искусства. Свойственное Дени преклонение перед женщиной, особая целомудренность идеализированных, почти вневременных женских образов служили основанием для его сравнения с Фра Анжелико. Сам Дени замечает: "Одной картины этого итальянского примитивиста остаточно, чтобы напомнить нам в водовороте жизни, что такое душа и какими чудесными могут быть её проявления". Морис Дени изображал сцены из мирской жизни, однако это не мешало ему оставаться глубоко религиозным по духу художником, что ощущается в его портретах.