Стили

Голландская живопись

Отличительной чертой развития голландского искусства было значительное преобладание среди всех его видов живописи. Картины украшали дома не только представителей правящей верхушки общества, но и небогатых ремесленников, крестьян; они продавались на аукционах и ярмарках; подчас художники использовали их как средство уплаты по счетам. Профессия художника не являлась редкостной, живописцев было очень много, и они жестоко конкурировали между собой. Бурное развитие голландской живописи в 17 веке объяснялось не только спросом на картины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар, источник спекуляции. Избавившись от непосредственного заказчика — католической церкви или влиятельного мецената-феодала,— художник всецело оказывался в зависимости от запросов рынка. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта.Главным объектом изображения для голландских художников была окружающая действительность. Обращение к самым различным сторонам жизни приводило к укреплению реалистических тенденций в живописи, ведущее место в которой заняли бытовой жанр и портрет, пейзаж и натюрморт. Чем правдивее, глубже отражали художники открывающийся перед ними реальный мир, тем более значительными были их произведения.В каждом жанре существовали свои ответвления. Так, например, среди пейзажистов были маринисты, живописцы, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники, изображавшие крестьян, бюргеров; были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов — «завтраков», «десертов», «лавок» и т. п.

Голландская живопись в период ее зарождения и на начальном этапе развития смогла настолько слиться с начальной порой развития искусства Фламандии, что часто ученые, изучающие историю искусства, объединяют их под понятием «нидерландская школа», которая существовала до конца шестнадцатого века. Голландская школа и фламандская живопись долгое время шли в одном направлении, руководствовались общими идеалами, ставили перед собой одни и те же задачи, использовали одну и ту же технику. Однако в конце 16-ого века голландская живопись обретает национальные нотки и развивается удивительно быстро. Именно здесь появилось множество талантливых живописцев, которые работали в разных направлениях. Главными отличительными чертами их работ была любовь к окружающему, к природе, способность отображать все просто и правдиво, не руководствуясь штампами. Кроме этого, голландской школе живописи характерен колорит и тонкое чутье спектра, светотени и перспективы. Как раз благодаря мастерскому использованию светопередачи голландским мастерам не нужно было искать тематики для картин, с помощью цветов и игры света они могли превратить в шедевр даже самый невзрачный сюжет из деревенской жизни.

Der liederliche student
Der liederliche student

Хонтхорст ван Геррит