10.08.2018

Анри Матисс - биография

Родился Анри Матисс 31 декабря 1869 г. в Като-Камбрези. Живопись изучал в Париже, в Академии Жюльена, Школе декоративных искусств, Школе изящных искусств. С 1901 г. он выставлял свои картины в «Салоне независимых», а уже к 1908 г. обрел свободную мастерскую, где преподавал ученикам, как передавать цветом объем. Путешествия художника рождали новые цветовые теории. В 1911 г. посещение Москвы привнесло в его творения ощущение иконной загадочности. Он едет в Марокко (1912— 1913 гг.), и восточные мотивы проникают в его картины — обои, скатерти, платья на них по­крыты декором (1917—1927 гг.). В 30-е годы Матисс побывал на Таити, в Америке. Умер художник в Ницце в 1954 г.

Художник Анри Матисс

Художник Анри Матисс

Живописью он заинтересовался случайно, в двадцать лет, во время болезни. Вскоре влечение к искусству захватило его полностью, и, несмотря на сопротивление родителей, он начинает посещать художественную школу.
Матиссу было около тридцати лет, когда его картины получили некоторое признание и даже находили покупателей. Пренебрегая своим благополучием, он переходит от рутинных выставок «Национального общества изящных искусств» к выставкам «независимых», где было больше нового. Сам Матисс как мастер сложился под сильным влиянием работ Гогена и Сезанна, выставки которых стали для него откровением. Они научили Матисса пониманию живописной ткани картины как чего-то целого, развили чуткость к красочным пятнам и плоскостям, вдохновили на поиски и дерзания. Большое воздействие оказало на Матисса и общение с неоимпрессионистами, особенно с Синьяком. Он даже пробовал следовать их приемам письма при помощи красочных точек. Не забудем еще двух близких ему людей, наполнивших его работы реальными предметами из окружающего мира. Его мать — Анна Жерар увлеченно расписывала керамику, а жена одно время была модисткой. Декорация стала отличительной чертой всего творчества Матисса. Это не просто шляпки, шелк, безделушки — это его восхищение цветом, пропорцией и формой предметов.
Говоря об истоках живописи Матисса, нельзя не отметить восточное искусство. Японская цветная гравюра, искусство мусульманского Востока — составные элементы творчества Матисса. Преобладание цвета над формой, пестрота и узорчатость, стилизация предметов — все эти характерные черты восточных росписей, фаянсов, тканей и ковров повторяются у Матисса.

Автопортрет Анри Матисса

Автопортрет Анри Матисса

В 1905 г. выставка Матисса и его друзей в «Осеннем салоне» стала сенсацией и ознаменова­ла появление одного из направлений нового авангардного искусства, получившего название фовизма (от фр. «дикий»). На несколько лет, до 1908 г., эту группу художников объединило стремление к изображению радости бытия. Это был чисто эстетический протест против художественных традиций 19 в. Разных по манере мастеров сплотило тяготение к контрастам колорита, острым композиционным ритмам, декоративно-лаконичной манере письма, поиски новых импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве.

«Постигнув себя, художник всегда выиграет», — любил повторять Матисс. Он говорил, что в основе искусства лежит мысль, и вместе с тем подчеркивал роль чувства и непосредственных ощущений, не забывая напомнить о том, что художник передает свои ощущения через цвет. Он считал, что картина должна захватывать зрителя, глубоко его потрясти («краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин»).

Картина Анри Матисса «Бутылка схидама»

Картина Анри Матисса «Бутылка схидама»

Большое значение для дальнейшего развития Матисса имело путешествие по Востоку — зимы 1911, 1912, 1913 гг. он провел в Марокко. После этого он попытался свои картины уподобить коврам. Он постарался взглянуть на мир глазами жителя Востока. Стремление Матисса к гармонии, спокойствию, беспредметной красоте, к безмятежному, далекому от повседневности искусству получило свое дальнейшее развитие. После пребывания на Востоке Матисс пишет все более отвлеченные композиции. Таким настроением проникнуты его картины «Арабское кафе», где сидящие арабы как бы растворились в пространстве.

Восточные мотивы в своей живописи Матисс компенсирует новыми приемами. В 1908—1912 гг. он, пользуясь почти исключительно чистым цветом, строит свои картины на трех основных тонах. «Сатир и нимфа» — это созвучие зеленого, розового, голубого, «Танец» (1910) — синего, зеленого и красного. Натюрморты же выполнены на созвучии лилового, желтого и красного или синего, фиолетового и розового. Затем, около 1912 г., он переходит к палитре из четырех красок. Так, например, в «Танжере» (1912) используются уже синий, оранжевый, розовый и красный, а в картине «На террасе» (1912) — лиловый, зеленый, розовый, синий. Воздействие картин Матисса на зрителя очень сильно. Они вызывают не спокойное любование, а взрыв эмоций.

Картина Анри Матисса «Женщина в шляпе»

Картина Анри Матисса «Женщина в шляпе»

Сам Матисс объяснял это так: «К примеру, в моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих... для деревьев взята чистая зелень, для тел — звонкая киноварь. Особенный признак: экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в целом... Три ноты воздействуют друг на друга, возникают оттенки, которых нет в чис­том виде. Эти тона должны быть достаточно энергичными, чтобы игрой своих контрастов заменить недостающие цвета». Эти слова хорошо объясняют основную идею цветового решения полотен Матисса и задачи, которые он ставил перед собой. Его не удовлетворяет система импрессионистов, он ищет кричащие, резкие созвучия.

Цвет настолько преобладает над формой, что его можно считать подлинным сюжетом картин. Отсюда вытекает еще одна особенность живописи Матисса —примитивизм. Рисунок подчинен цвету. В период первых опытов он приблизительный и напоминает нам детские рисунки без плоскостей и разных планов («Обеденный стол»). Позднее его рисунки становятся все более острыми и динамичными, упрощенными и лаконичными, настолько своеобразными, что их невозможно спутать ни с какими другими работами.

Картина Анри Матисса «Радость жизни»

Картина Анри Матисса «Радость жизни»

Большинство работ Матисса по тематике можно разбить на две группы. В одной он изображает невиданное, небывалое, но желанное для людей: золотой век человечества, обнаженные тела на фоне цветущей природы. Вторая группа картин рисует людей такими, какими их можно наблюдать в жизни, в домашней обстановке, рядом с предметами, которые постоянно находились у художника перед глазами. Эти картины писались в основном с натуры или по воспоминаниям. Примером таких полотен может служить «Мастерская художника» (1911), «Художник и его модель» (1916).

В картинах Матисса бросается в глаза царящая в них праздничность, нарядность. Мы видим преимущественно красивую обстановку, букеты цветов, старинную мебель, дорогие ковры как олицетворение человеческого благополучия. Вместе с тем у него почти не встречается невзрачных мотивов повседневной, будничной жизни. В творениях Матисса почти никогда ничего не происходит. Предметы всего лишь сосуществуют, люди просто сидят друг с другом. Это вовсе не значит, что все изображенное им лишено всякого смысла. Его картины полны внутреннего действия: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии» (1909).

Картина Анри Матисса «Танец»

Картина Анри Матисса «Танец»

В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно влияние кубизма, в котором плоскость вытесняет пространство («Интерьер с баклажанами», «Урок музыки»). Но в целом он не следовал за кубистами, которые положили в основу своего метода рассмотрение предмета с разных сторон. По характеру своего творчества он не мог отказаться от пространства. Но самое существенное в живописи Матисса то, что все, обозначающее пространство, линии, сокращающиеся и уносящиеся кверху, квадратики паркета, полоски занавесок, складки одежды — все это, помимо всего прочего служит делению картины на части. Матисс обобщал и упрощал изображение, чтобы проникнуть в глубокие пласты жизни.

Картина Анри Матисса «Голубая обнаженная»

Картина Анри Матисса «Голубая обнаженная»

В послевоенные годы в творчестве художника происходит новый поворот. Он все больше отдает предпочтение рисунку, где можно творить легко и быстро. Нередко он ограничивается скромными мотивами и красками («Монтальбан», «Окно в Ницце», 1919). Произведения этого периода отмечаются приглушенностью тонов, мягкостью письма, что наиболее полно отразилось в серии «Одалиски». В 30—40 гг. происходит новый подъем, возвращение к фовистам и их поискам. Матисс пытается подвести итог своим открытиям, сочетая декоративность, красочность с точным рисунком (панно «Танец», 1932). Он переносит в монументальную живопись приемы графики. Это позволяет усилить впечатление движения. Он порывает с налетом светскости,   изнеженности,   создавая монументальные полотна:  «Розовая обнаженная женщина», «Сон», «Натюрморт с раковиной» (1940),  «Натюрморт с устрицами» — одно из самых совершенных его созданий. В картинах все больше появляется асимметрии. Матисс отказывается от экзотики Востока. Преобладают женские фигуры в праздничных платьях, которые позируют художнику в креслах, на фоне ковров, рядом с цветами в вазах и пальмами («Желтое платье и шотландка»,  «Королевс­кий табак», «Отдых танцовщицы»).

ФОТО 3 «Музыка», Анри Матисс (1910).jpg

«Музыка», Анри Матисс (1910)

В 40-е годы художник много трудился над портретами, которые всегда считал своим призванием. Однако он не придавал значения сходству. Он искал лишь индивидуальный ритм. Тяжелая болезнь вынудила Матисса вернуться к манере фовистского периода. Но теперь он ограничивается в своей живописи только самыми общими, грубо намеченными контурами. Последней работой Матисса (1948—1951) стало оформление «Капеллы четок» в Вансе, где кроме создания росписей он занимался также и разработкой проектов цветных витражей.

На протяжении всей своей жизни Матисс работал и как скульптор, и как график. В графике он работал пером, карандашом, углем, создавал серии иллюстраций к книгам и стихам. В 40-е годы часто прибегал к аппликации из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944—1947). Как скуль­птор активно работал в 20—30 годы, создавал свои произведения в бронзе.

Богом Матисса, несомненно, была «выразительность», о которой он высказался в 1908 г. Картина для него — это композиция, «где воплощается искусство размещать декоративным образом различные элементы, которыми располагает художник для выражения своих чувств...» (1908). Чем же пользуется художник, чтобы достичь цели? «Выбор красок... основан на наблюдении, на чувстве, на опыте моей чувствительности». Матисс был сильным человеком и художником, так как заявил, что художник «бывает способен организовать свои ощущения и даже возвращаться многократно и в различные дни к тому же самому состоянию духа и продлевать свои ощущения...» Но наиболее символичным представляется его заявление о трепетном отношении к лику персонажей. Матисс сказал: «Я иногда не даю глаз и рта моим персонажам, это потому, что лицо анонимно...»

Женщина в фиолетовом пальто

Дата создания: 1937
Эта работа — портрет Лидии Делекторской, которая была музой, а в дальнейшем — спутницей Матисса. Лидия изображена в экзотическом марокканском костюме, в окружении экзотичных цветом и абстрактного интерьера. Эта картина демонстрирует декларативность авторского стиля.

Женщина в фиолетовом пальто. Матисс.

Открытое окно

Дата создания: 1905
Анри Матисс был самым видным участником недолговечного, но заметного в искусстве XX века художественного движения — фовизма, который характеризовался ярким экспрессионистским и ненатуралистическим методом использования цветов. Классической иллюстрацией работы этого направления является картина «Открытое окно», изображающая вид из квартиры художника в Коллиуре, на южном побережье Франции. Произведение считается знаковым для раннего модернизма.

Открытое окно. Матисс.

Золотая рыбка и палитра

Дата создания: 1914
Во время визита в Марокко Матисс заметил, что местные жители после употребления некоторых одурманивающих наркотических средств проводят время в молчаливом созерцании золотых рыбок. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. В девяти картинах художника появляются эти существа, но эта является, вероятно, самой известной. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо, интерпретируемый как автопортрет. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.

Золотая рыбка и палитра. Матисс.

Роскошь, Спокойствие и Наслаждение

Дата создания: 1905
Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма.

Роскошь, Спокойствие и Наслаждение. Матисс.

Женщина в шляпе

Дата создания: 1905
Выставленная в 1905 году на Осеннем Салоне (выставке в Париже), «Женщина в шляпе» оказалась в центре внимания. Портрет жены Матисса, Амели Парейр, поразил как зрителей, так и критиков за счет свободной манеры письма, незавершенности, яркости и неестественности в цветовых решениях, став одним из известнейших шедевров живописца.

Женщина в шляпе. Матисс.

Купальщицы у реки

Дата создания: 1905
Сам автор считал данную картину «Купальщицы» одной из самых важных в карьере и работал над ней на протяжении восьми лет, дорабатывая детали, отражая интерес к кубизму. Сдержанная цветовая палитра и строгие формы поразительно отличают картину от большинства других произведений Матисса.

Купальщицы у реки. Матисс.

Голубая обнаженная

Дата создания: 1907
Во время работы над этой скульптурой Матисс случайно разрушил заготовку, и ее осколки вдохновили мастера на создание наиболее спорной работы в его карьере. Впервые представленная на Салоне Независимых, скульптура «Голубая обнаженная» потрясла французскую публику, а позже произвела сенсацию и в других странах. Эта работа вдохновила Пабло Пикассо на создание не менее спорных Авиньонских девиц.

Голубая обнаженная. Матисс.

Красная студия

Дата создания: 1907
Картина изображает мастерскую Матисса: беспорядочно разбросанные по всей студии картины, скульптуры, посуда. Стены и пол равномерно покрыты красной краской. «Красная студия» считается ключевой работой в истории искусств, а в 2004 году, по результатам опроса экспертов, заняла пятое место из 500 в списке наиболее влиятельных произведений современного искусства.

Красная комната. Матисс.

Радость жизни

Дата создания: 1906
Прорывная для Матисса работа изображает нескольких обнаженных женщин и мужчин на фоне, наполненном яркими цветами. Вдалеке можно увидеть танцующие фигуры. Пример работы в стиле фовизм, как и многие другие картины автора, вызвал ряд возмущений в дни показа.

Радость жизни. Матисс.

Танец

Дата создания: 1910
Источающая «примитивную» энергию, картина намеренно была окрашена несколько по-детски. Изображающая пять танцующих фигур, работа считается ключевой точкой в развитии современной живописи и самым известным произведением Анри Матисса.

Танец. Матисс.

Капелла Четок/Chapelle du Rosaire в городе Ванс (Франция)

Дата создания: построена в 1949–1951 по проекту Анри Матисса

Капелла Четок. Матисс.

Капелла Четок

Сам автор считал Капеллу Четок на Лазурном берегу Франции своим лучшим творением. Он вдохновился на ее создание под влиянием бесед, которые художник вел с ухаживающей за ним во время болезни монахиней.

На обращение художника к теме христианства повлияла личная трагедия Матисса: в 1944 году за участие во французском сопротивлении в гестапо попали его жена и дочь. После пыток их поместили в концлагерь Равенсбрюк. Им пришлось пройти через страшные для женщин унижения. Жена Матисса не выжила, а дочь осталась калекой после освобождения.

Капелла Четок. Матисс.

Автор предельно сдержан в создании интерьера капеллы, но тем удивительней эффект, который вызывают графичные черные силуэты на белых стенах. Необычная роспись стен по керамической плитке при внешней сдержанности необычайно экспрессивна и создает яркие и полные выразительной силы образы. Сохранились свидетельства о долгой и кропотливой работе Матисса над эскизами стенной росписи. Контрастом нейтральному белому фону стен капеллы служат яркие витражи.

назад к списку новостей »